Признаки хорошей команды

Что такое команда? Вопрос сложный, и чтобы ответить на него мы сначала найдем группу людей, которую мы гарантированно можем назвать командой, проанализируем её и выделим характерные черты, выделяющие именно команду. Команду разработки мы сейчас рассматривать точно не будем, потому что для нас эта сущность является привычной и может оказаться так,И что то, что мы называем “команда разработки” собственно командой и не является.

А рассмотрим мы пример команды на основе игры в жанре RPG. Итак, мы собираем участников похода на Дракона, охраняющего в чреве горы сокровища, отнятые давным-давно у гномов.

В нашу команду мы возьмем Воина, Взломщика, Мага и Жреца.

Какие цели ставит перед собой эта компания? Может быть Воин хочет поубивать как можно больше орков? Или Жрец желает уничтожить как можно больше нежити? Нет, у них одна цель – дойти до горы, убить Дракона, забрать сокровище. Цель эта общая, ясная, понятная всем, разделяемая всеми, и все работают на достижение этой цели.

А что будет, если кто-то из компании в критический момент допустит ошибку? Воин теряет силы от смертельных ран, сдерживая натиск сотен орков, а Жрец забыл заклинание лечения? Взломщик, пытаясь освободить своих товарищей, брошенных в темницу злым Властителем Чёрного Замка, топает, как слон, и попадает в руки охраны. В первом случае Воин гибнет под копьями орков, которые догоняют остальных участников похода и расправляются с ними. Во втором – все герои погибнут, так и не выбравшись из застенков. Получается, что они несут общую (разделенную между всеми участниками) ответственность.

В случае, если наши герои так и не смогут достичь обиталища Дракона и сгинут где-то в Мёртвых топях, мы скажем: Вы проиграли, ваша команда проиграла! Да, именно так. И только когда наши герои поедут прочь от горы, с мешками, набитыми драгоценностями, оставив позади себя труп Дракона, мы скажем: вы выиграли. Команда может либо проиграть целиком, либо выиграть целиком.

Можем ли мы назвать наших героев командой? Да, можем.

Таким образом, мы выделили для себя три важных отличия команды от просто собранной вместе группы людей:

  1. Общая цель для команды. Эта цель должна быть понятной, все участники команды должны разделять её и стремиться к её достижению. Цель нашей команды — победить Дракона и получить сокровище.
  2. Общекомандный успех или провал. Сможем ли мы сказать, что Взломщик выиграл, потому что он смог проникнуть в логово Дракона, пока он был в отлучке и украсть там огромный бриллиант, если Дракон остался жив и другие участники команды ничего не получили? Однозначно — нет! Цель не достигнута, команда проиграла.
  3. Ответственность — в первую очередь командная, и только потом — индивидуальная. В случае, если Воин промахнется, нанося смертельный удар Дракону — тот своим пламенем испепелит всю команду. Вся команда ответит за ошибку, допущенную одним своим участником. Мы признаем провал, как общий, и только потом мы можем провести ретро нашей игры, чтобы понять, кто и какие ошибки допустил.

Если хотите определить, является ли группа людей, с которой вы работаете, командой — задайте себе и своим коллегам эти вопросы:

  • Есть ли у нас общая цель?
  • Понимаем ли мы её одинаково?
  • Все ли мы разделяем её?
  • Все ли мы работаем на достижение этой цели ()?
  • Если не достигаем — воспринимаем ли провал, как общую вину, или ищем козла отпущения внутри команды?

Если хотя бы на половину из них вы ответите — нет, — у меня для вас плохие новости.

Эти три пункта являются основным отличием команды от простой группы людей. Но это не все критерии, по которым можно определить команду. Давайте посмотрим, какие еще признаки команды существуют — на примере наших героев и реальных команд.

Ориентация на единую цель

Самый первый критерий мы берем из списка характерных отличий команды — это общая цель. Для наших героев эта цель ясна и прозрачна, повторяться не буду.

Что касается реальных команд — обратите внимание на поведенческие паттерны связанные с работой. Если в общении внутри вашей группы возникает паттерн «это моя зона ответственности, а это — твоя» — это плохой знак. Он может выглядеть так: «я готовлю для вас аналитическую проработку задачи, а как вы ее реализуете — мне уже не важно», «моя задача — тестировать написанный код, я не должен разбираться в бизнесе». Такой сотрудник не стремится к достижению единой цели, а ориентирован на свою зону ответственности.

Взаимодополнение

Только собрав вместе всех участников команды, мы сможем достичь результата. Воин с помощью своего меча уничтожает многочисленных врагов, а своей броней и щитом закрывает остальных участников команды. Взломщик может тайно проникать в логово врага, проводить разведку, выкрадывать ценные артефакты, обезвреживать ловушки. Жрец способен лечить остальных, бороться с нежитью, и обращать нейтральных персонажей в союзников. Ну а Маг использует боевые заклинания для уничтожения врагов, вскрывает заколдованные двери, прячет товарищей от взгляда врагов. Каждый персонаж обладает набором уникальных навыков, позволяющих команде идти к своей цели.

В реальной команде нам также нужны различные роли — именно во взаимодействии этих ролей и рождается сила команды. Если ваши компетенции не нужны команде прямо сейчас в ее повседневной деятельности, если вы можете создать очередь, куда будете складывать свою работу — значит вы не член команды, и ваша работа не является частью работы команды. Она способна заменить вас на любого другого поставщика этого же результата.

Взаимозамена

Несмотря на уникальную специализацию каждого из персонажей, любой из них в той или иной мере может выполнять обязанности других. У Жреца есть легкие латы и меч, Взломщик способен уговорить селянина стать союзником и провести команду тайной тропой через лес. Ну а Воин способен применить готовое зелье здоровья и вылечить себя или кого-то другого. Команда должна быть готова к тому, что кто-то из ее участников может на время покинуть команду или по другой причине не сможет выполнять свои обязанности. Это не означает, что команда должна остановиться на пути к своей цели — кто-то должен взять часть обязанностей выпавшего на себя.

В реальной команде признаком несоответствия этому критерию являются употребления следующих фраз: «у нас нет аналитика, некому сформулировать задачу», «тестировщик заболел, мы не смогли протестировать историю, поэтому она переходит в следующий спринт».

Понятно, что этот критерий вступает в противоречие с предыдущим, однако диалектический принцип говорит нам, что развитие происходит через борьбу противоположностей и преодоление противоречий. Нужно поймать ту тонкую грань между специализацией и t-shape, чтобы быть полноценным участником команды. Можно сказать, что участник команды должен быть профессионалом в одной области, и иметь понимание о других.

Самоорганизация

В общем случае самоорганизация — это способность команды самостоятельно менять взаимодействие своих участников под воздействием внешних условий, чтобы сохранить себя как единой целое и продолжить выполнять свою задачу.

Обратите внимание, что в нашей команде героев нет назначенного со стороны лидера. Через какие-бы опасности команда не проходила, с каким-бы врагом не сталкивались — все участники вместе выбирают решения, перераспределяют ответственность и смещают фокус лидерства. В случае нападения стаи диких волков Воин станет биться с ними, Маг начнет помогать ему издали файрболами, а Жрец со Взломщиком будут убегать. При необходимости проникнуть в логово Дракона и разведать, что там происходит, наша команда сменит тактику, и уже Воин, Маг и Жрец будут прятаться, предоставив право действовать Взломщику.

Тут надо отметить, что команды без лидера все-таки не существует. Выше я описал экстремальные ситуации, где лидерство переходит тому, кто более приспособлен к конкретной проблеме. Но все-равно должен быть кто-то, кто в случае равновозможных вариантов выберет один, кто-то, кто примет стратегическое решение. Обычно это делает тот, кому команда доверяет. Этот человек является неформальным лидером команды. В идеальном случае мы должны назначить формальным лидером именно этого человека.

В реальных командах надо посмотреть на их поведение в условиях возникновения проблем в работе. Если на ретроспективе большинство проблем участники пытаются вынести за пределы команды, ожидая каких-то руководящих указаний, что ей делать и требуя детального описания процессов работы, — у нее есть проблемы с самоорганизацией.

Коммуникации

Команда умеет коммуницировать. Используя вербальные способности участники команды могут обсуждать планы, проблемы, результаты, могут рефлексировать. Чем занимаются наши герои вечером, сидя перед костром и поедая зажаренного кабанчика? Они подводят итоги дня, обсуждая, как далеко они продвинулись на пути к горе, достигли ли того, что хотели достичь сегодня, и планируя, куда они двинутся завтра. Взломав дверь в подземелье Взломщик словами доносит эту информацию до товарищей, сварив зелье маны Жрец тоже говорит об этом, а не переклеивает стикер на канбан-доске.

В реальной жизни признаком проблем с коммуникацией в команде является стремление детализировать статусную модель задач, а также уныло проходящие ежедневные встречи. Также признаком нарушенных коммуникаций является общение через офлайн-каналы связи (типа почты или комментариев в базе знаний) и общение через третьих лиц.

Конфликты

Странно звучит, но здоровый конфликт — показатель здоровой команды. У каждого участника команды, в силу его характера, навыков и умений, опыта, может быть собственный взгляд на путь достижения цели. Воин может предложить силой пробиться через главные ворота и убить Дракона в честном поединке. Взломщик — взломать заднюю дверь, тайно проникнуть к ложу Дракона и убить его исподтишка кинжалом. Жрец выскажется за священный небесный огонь, который божество может обрушить на голову Дракона, а Маг — за заколдованный смертельный яд. Каждый участник заинтересован в достижении итоговой цели, каждый предлагает свой вариант и готов отстаивать его. Именно это и является конструктивным конфликтом.

В командах реальной жизни полное согласие выражает либо незаинтересованность в общем результате, либо нежелание вступать в спор с коллегами. И в том, и в другом случае это показатель нездоровой атмосферы в команде.

Высокий уровень зрелости

Посмотрим на наших героев внимательнее. Наш Воин прославлен многочисленными битвами, чтобы достичь своего уровня он сражался со многими врагами и победил их. Жрец убелен сединами, потратил десятилетия на изучение священных книг и практикуясь в белой магии. Взломщик годами оттачивал мастерство быть незаметным и вскрывать замки. Маг — варил зелья и учился кастовать файрболы. Если они возьмут в свои ряды смешного Барда, лишь вчера взявшего в руки лютню — он не помешает команде. Если же вся команда будет составлена из подобных Бардов — их сожрут первые же тролли.

Участников команды отличает высокий уровень компетенций. Кроме того, их опыт позволяет им правильно пользоваться этими компетенциями.

Также команда ориентирована не на выполнение работы, а на решение проблемы. Наши герои не ставят перед собой задачи прошагать каждый день по сто лиг, чтобы достичь горы. Если где-то можно влезть на спину орлу и пролететь часть расстояния — они сделают это. Они хотят максимально эффективным способом достичь результата.

В реальной жизни обратите внимание на поведение вашей команды на планировании и ретроспективе. Если на планировании участники ведут себя безынициативно, не задают вопросов, ждут детальной постановки задачи — это показатель низкого уровня зрелости. Если на ретроспективе, при выяснении причин недостижения целей или невыполнения каких-либо задач возникает вопрос персональной ответственности — «тестировщик не успел», — это также показатель низкого уровня зрелости.

Увлеченность

Зачем мы пришли в эту игру? Нам интересно. У нас есть желание проверить свои силы, у нас есть азарт в достижении цели. Мы хотим выиграть. У игроков есть увлеченность игрой. У членов команды тоже должна быть увлеченность. Им должно быть интересно выполнять свою работу — быстрее, качественнее, с новыми инструментами, исполняя чужую роль, исправляя косяки менеджмента, — может быть любой интерес, но он должен быть.

В своей команде вы тоже должны искать признаки увлеченности. Если выполнение работы заставляет вас — и ваших товарищей, — стремиться к получению новые знания, к освоению новые компетенции, заставляет лезть в чужую зону ответственности — значит увлеченность у вас есть.

Резюме

Мы рассмотрели основные признаки команды. Разумеется, не все из них одновременно могут присутствовать в вашей команде — ведь идеальные команды встречаются редко, обычно в кино или в играх. Но вы всегда можете проанализировать свою команду на наличие этих критериев и понять — в каком направлении вам нужно двигаться, и как долго вам идти до вашей идеальной команды.